Heinrich_Faust (genrih_faust) wrote,
Heinrich_Faust
genrih_faust

Categories:

Введение в теорию познания. ПРОДОЛЖАЕМ. Предыдущее - по тегу "гносеология" от 27 сентября и раньше.

http://genrih-faust.livejournal.com/389251.html  Остановились мы здесь. На том, что неудачные попытки мышления остаются неосознанными. Продолжим.

Кант называл деятельность по мысленной переработке содержания мира "синтетическим единством апперцепций" (сразу видно - что не врубался - слишком абстрактная конструкция названия) , Кант "не догонял", собственную задачу мышления, думая, что из законов Мышления априорно выводятся законы Естествознания. И до сих пор многие так думают.-) Особенно математики. Синтетическая деятельность мысли только готовит обнаружение Законов Природы.
Чтобы связать два явления, А и В, мысль проделывает работу по композиции А и В, чтобы она, композиция, переживалась как ДАННАЯ. Содержание Закона отношения А и В вытекает из данного. Закономерность может быть "увидена". Сам по себе синтез - лишь шаг к прозрению закономерности.

Мышление ПРОИЗВОДИТ форму закономерности. Пусть у нас А - причина для В.причинно-следственная связь устанавливается т.к. в МЫШЛЕНИИ ЕСТЬ ИДЕЯ ПРИЧИННОСТИ,  и А и В должны соответствовать идее причинности. Юм выводил понятие "причинности" из повседневного опыта, как привычку. Но следующие друг за другом факты могут совершенно не иметь причинной зависимости по существу, даже если повторяются из ряда к ряду. Они могут, например, иметь третью, общую причину, но не между собой. Например, регулярная встреча трех людей на одной остановке. Содержание познания не может быть установлено априорно, без обращения к реальности.

Мышление не может быть априорным, оно устанавливает формы для возможного пост-фактум выявления закономерности. И здесь, надо заметить, нет ещё обсуждения критериев ДОСТОВЕРНОСТИ. Взаимосвязь вещей, достоверно установленная, существенно принадлежит им, потому и есть факты повторения явлений. Здесь речь идёт о познании сути явлений. Настоящий закон природы выражает реальную связь в данном образе мира. (здесь и встаёт вопрос о совершенстве языка описания, и вообще качестве языка науки.)  Однако, зачем нам все эти понимания, почему нам так надо познавать? В непосредственно ДАННОМ, без нашего участия, нет на самом деле полноты. Мы же не довольны ДАННЫМ в чистом виде.  В ДАННОМ скрыто НЕЧТО, без нас не могущее быть явленным. Без нашего познания мир не целостен на самом деле. Данность - это не свойство, а отношение к понятию, которое мы вырабатываем. Где разделяется ДАННОЕ и ПОНЯТИЕ? И где они соединяются? Разделение имеем в акте познания, а соединение - в данном. Понятийное содержание есть только часть ДАННОГО. Человек со своим познанием - часть этого самого данного.

Познавая, человек воссоединяет себя с миром и мир - с самим собой.  Чтобы мир состоялся, наши мысли должны соединиться с ним. Де
йствительность - делается полной нашим познанием. (из чего следует, например, верность гештальт-терапии, как метода психологии.) Осталось законспектировать 15 страниц.-)))
 r25yKJwlj0o
Tags: гносеология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments