Heinrich_Faust (genrih_faust) wrote,
Heinrich_Faust
genrih_faust

Categories:

Жахнем по Канту на ночь глядя. Итак, мы - В Начале...

В школе идёт урок труда у девочек 5-го класса. Учительница начинает:
— Сегодня у нас непростая тема: «Выворачивание канта наизнанку».
Тут одна из учениц тянет руку.
— Ну что такое, Сидорова? Опять у тебя какой-то вопрос?
— Да, Мариванна. Это что же такое получается: нравственный закон над головой, а звёздное небо внутри нас? (с)

В духовном смысле - так оно и есть. Когда мы умираем - внешний мир, со звёздным небом - оказывается ВНУТРИ нас, внутри Души, а вот Нравственный Закон - очень даже снаружи. Иначе - зачем все эти полярности про Рай и Ад. -)))

Итак, мы оказались В НАЧАЛЕ. В состоянии созерцания чего угодно, без образования суждений и понятий. В этом состоянии можно только описывать мир, но не ПОНИМАТЬ. Понимание - это другая деятельность, не совпадающая с просто называнием-описанием. Что же дано нам, как деятельность и одновременно - как нечто данное в нашем созерцании? Это - характеристика опорной точки.  Ибо только такая точка опоры возможна для процесса познавания. Для понимания познания трудность в том, что "мы не производим содержания мира из самих себя" , когда имеем дело с познанием, а не с творчеством. Но о творчестве - позже.
Вопрос возникает только по поводу того, что воспринимается. Есть такая деятельность, в которую входит содержание мира, при этом эта деятельность - суть нечто данное. 

Мир, как данное, начисто лишен определений. Его части равноправны до тех пор пока... Мы даём характеристику тому, что мы ищем в мире - есть нечто ДАННОЕ, как деятельность. Чувства не являются таким данным. Мы не всегда можем понять - чувство возникло как явление вне нас, или как результат нашего процесса. И только про ИДЕИ и ПОНЯТИЯ, то есть про СМЫСЛЫ (Logos-) мы можем сказать - да, вот то, что возникает и становится чем-то данным только тогда, когда ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ. Понятия не могут быть нам даны без нашего мыслительного  участия. Понятие - правило, связующее доселе не связанные элементы восприятия. А не просто слова из покровов внешнего языка. И привычных связей меж ними. Это тоже данное. Чтобы пережить ПОНЯТИЕ - его надо СОЗДАТЬ. Мы имеем дело с интеллектуальным созерцанием. Кант и его последователи отказывают человеку в этом, полагая мышление возможным лишь о предметах мира. В интеллектуальном созерцании вместе с формой мышления должно быть и содержание. Здесь начинается трудное представление о чистых идеях и понятиях. Сущих только в МЫШЛЕНИИ. Например понятие причинности существует в мышлении раньше, чем мы начинаем искать во внешнем мире Причины и Следствия. Трудно, ДА? 20 лет назад мне тоже было трудно.-)))  Кант полагает понятия без созерцания - пустыми. Данный мир определяем через понятия лишь потому, что они приходят из самой деятельности мышления. ПОНЯТИЕ - это ПРАВИЛО СВЯЗЫВАНИЯ. Оно не извлекаемо из объектов содержания мира. Акт познания, конечно, имеет носителя, этот носитель говорит о себе "Я". Но при исследовании самого действия познания это не суть важно. ВОТ вам и ...БЫЛО СЛОВО . Одолели мы, правда, лишь 2 \ 3 от общего массива небольшой вводной работы.

От себя лично - обязательно встаёт проблема Языка и Мышления. Их соотнесения меж собой. От советской школы полного соответствия одного другому - до всяких там Дерридов, и до Бибихина с Налимовым. Доберёмся.-)


740_11537
Tags: гносеология, философия текста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments